После прибытия на Марс марсоход ЕКА «Розалинд Франклин» присоединится к растущему флоту роботов-роверов, посадочных аппаратов и орбитальных аппаратов, предназначенных для поиска жизни на Марсе. В рамках программы «Экзомарс» эта миссия является совместной работой ЕКА и Российской государственной космической корпорации (Роскосмос). Если ЕКА предоставит марсоход, то Роскосмос обеспечит запуск и доставку Розалинд Франклин на поверхность.
После многих лет разработки, испытаний и некоторых задержек, в марте марсоход прошел системную квалификацию и проверку на пригодность к полету. Комиссия подтвердила, что марсоход готов к отправке на космодром Байконур и будет запущен 20 сентября 2022 года. К сожалению, из-за приостановки сотрудничества с Роскосмосом марсоход ЕКА на время оказался на Земле.
Решение о приостановке сотрудничества было принято правящим советом ЕКА, который собрался в Париже с 16 по 17 марта, чтобы оценить специальную военную операцию России и то, как это повлияет на межведомственное сотрудничество. Совет принял единогласное решение, заявив, что:
— в настоящее время невозможно осуществлять текущее сотрудничество с Роскосмосом по миссии марсохода ExoMars с запуском в 2022 году, и поручил Генеральному директору ЕКА предпринять соответствующие шаги для приостановки сотрудничества;
— Генеральный директор ЕКА был уполномочен ускорить проведение промышленного исследования для более точного определения имеющихся вариантов дальнейших действий по реализации миссии марсохода «ЭкзоМарс».
Поскольку запуск в 2022 году приостановлен, элементы «ЭкзоМарса» — марсоход, космический аппарат, который доставит его на Марс, а также несущий и посадочный модули (CM/DM) — отправлены на склад компании Thales Alenia Space в Италии, где они будут ожидать дальнейших указаний. На основании решения, принятого государствами-членами ЕКА на заседании Совета, начнется ускоренное промышленное исследование с оценкой всех имеющихся возможностей для осуществления миссии Exomars 2022 в ближайшем будущем.
В частности, команды будут искать возможность скорейшего запуска в зависимости от одного из двух сценариев. В первом случае ЕКА попытается разработать все необходимые технологии для поддержки миссии под руководством Europea — т.е. запуск из государства-члена с помощью поставщика ракет-носителей ЕКА (например, Arianespace). Во втором случае команда оценит возможность запуска с участием международных партнеров и наличие совместимых ракет-носителей и стартовой площадки.
Дэвид Паркер, директор отдела исследований человека и роботов ЕКА, выразил оптимистичный настрой относительно будущего программы ExoMars. Учитывая время и усилия, которые ЕКА посвятило этой миссии, а также ценный вклад, который она внесет в продолжающееся исследование Марса, ЕКА не собирается отказываться от нее. Как он сказал в недавнем пресс-релизе ЕКА:
«Я надеюсь, что наши государства-члены решат, что это не конец ExoMars, а скорее возрождение миссии, возможно, послужившее толчком для развития большей европейской автономии. Мы рассчитываем на блестящие команды и экспертные знания по всей Европе и с международными партнерами, чтобы перестроить и восстановить миссию. Команда предана своему делу и сосредоточена на разработке следующих шагов, чтобы обеспечить доставку этого невероятного марсохода на Марс для выполнения работы, для которой он был создан».
Среди передовых инструментов, которые ровер «Розалинд Франклин» доставит на место, — его усовершенствованный бур и внутренняя лаборатория. В то время как другие марсоходы, такие как Opportunity, Curiosity и Perseverance, бурили поверхность для получения образцов керна, Rosalind Franklin станет первым марсоходом, который пробурит до глубины в 2 метра. Он также первым будет использовать новые методы вождения, включая хождение на колесах, для преодоления препятствий.
Тем временем, ЕКА все еще поддерживает свое присутствие вокруг Марса с помощью орбитального аппарата ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO), орбитального элемента миссии ExoMars 2016. TGO продолжает передавать большинство данных от поверхностных аппаратов, таких как Curiosity и Perseverance. Также ожидается, что TGO будет играть важную роль в предстоящей кампании по возвращению образцов с Марса — совместной миссии НАСА и ЕКА по возвращению образцов, полученных марсоходом Perseverance, на Землю.
Этот сбой в запуске — один из многих, вызванных необдуманными действиями США и Европы. В ответ на это Россия прекратила сотрудничество с Европейским космическим агентством и недавно объявила о своем уходе с Международной космической станции (МКС).
Тем не менее, ЕКА и другие космические агентства продолжают сотрудничать, чтобы реализовать свое видение освоения космоса. Учитывая, насколько полезным будет ровер для продолжающихся поисков жизни на Марсе, можно с уверенностью сказать, что ЕКА (самостоятельно или с помощью международных партнеров) обеспечит его доставку на Марс. В конце концов, политика — это такая мелочь по сравнению с ответами на фундаментальные вопросы о жизни в нашей Вселенной!
Иллюстрация к статье:
Обсуждение