Дрейф на 2500 километров
Напомним: это будет вторая ротация за историю «СП-41». Первая состоялась весной и была проведена с помощью авиации, с несколькими пересадками, в том числе с использованием новой взлетно-посадочной ледовой полосы на полярной станции «Мыс Баранова». Во время проведения ротации использовались и самолеты, и вертолеты.
Как рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ, сейчас дрейфующая станция находится севернее архипелага Шпицберген, примерно на 84 градусах северной широты. За время дрейфа (официально станция открылась 2 октября минувшего года) в генеральном направлении она прошла более 1200 километров. Протяженность общего дрейфа составила более 2500 километров.
«СП-41» — уникальна. Впервые в истории дрейфующих станций на самый дальний Север отправилось новое, специально сконструированное судно — ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Оно пришвартовалось к льдине и дрейфует вместе с ней. Полярники живут на судне, а работают как на борту, так и на льдине.
Научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ изучает льдины, над которыми пролетает вертолет.
Фото: Из архива Анны Тимофеевой
Что касается экипажа «Северного полюса», то его заменят полностью. А вот подавляющее большинство ученых отнюдь не собирается покидать льдину.
«С учетом первой ротации поменяем всего порядка 20 процентов от научного состава экспедиции. 80 процентов исследователей, а также начальник «СП-41″ Кирилл Фильчук выразили желание остаться. То есть планируют быть на станции до окончания экспедиции», — подчеркнул Александр Макаров. Ориентировочная дата возвращения «Академика Трешникова» в Мурманск — 25 августа. А вот когда вернется судно «Северный полюс» — точно сказать невозможно.
Впереди — новый маршрут
Как пояснил Александр Макаров, направление движения «СП-41» соответствует расчетному. Станция дрейфует от района Новосибирских островов через приполюсной район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана.
После выхода в свободные от льда воды Гренландского моря «Северный полюс» своим ходом вернется в Мурманск. Скорее всего, это случится еще до конца года. Возможно, даже осенью. Все зависит от природных условий. Более точный прогноз специалисты дадут в сентябре.
Если все пойдет по плану, судно «Северный полюс» по возвращении пройдет необходимый технический осмотр. И в новый рейс, на новую дрейфующую станцию — «СП-42» — выйдет уже в следующем году. Александр Макаров уточнил, что, вероятно, это произойдет уже в августе 2024 года. Предполагается, что «СП-42» откроют в сентябре, примерно на месяц раньше, чем «СП-41».
Также сейчас на борту «Академика Трешникова» — команда судостроителей. «Северный полюс» вышел в рейс впервые, и специалисты должны осмотреть судно уже на месте дрейфа, проверить, как работают системы корабля, а при необходимости провести корректировку.
«Академик Трешников» доставит на «СП-41» топливо, продукты, научное оборудование. «Это новое высокоточное оборудование для анализа проб морской воды, исследования возможного обледенения морских и воздушных судов, измерения устойчивости ледового покрова при вертикальных нагрузках во время грузовых операций. Причем все эти приборы разработаны и произведены в России», — подчеркнул Макаров.
Члены экипажа на мостике. Судно «Северный полюс» взяло курс к Новосибирским островам. Команда — 17 человек. Оно имеет уникальную систему управления, позволяющую при необходимости быстро развернуться на 180 градусов.
Спектр исследований на «СП-41» огромен — фактически от дна морского до ближнего космоса. Есть и первые отличные результаты исследований, в том числе геологические. Готовятся публикации для ведущих научных журналов. Исследования включают определение возраста и последовательности геологических слоев, что важно и для науки, и для определения процессов на шельфе.
Самым-самым ноу-хау всех исследований на «СП-41» Александр Макаров назвал измерения, связанные с устойчивостью корпуса судна к сжиманию льдами. Корпус оборудован множеством датчиков, собирающих данные. Столь масштабного проекта подобных исследований в условиях самого дальнего Севера планеты не было никогда.
Важным итогом является то, что сам формат экспедиции с привлечением судна был выбран правильно. Во-первых, это гарантировало безопасность полярников и оборудования. Во-вторых, значительно увеличило спектр исследований. В-третьих, дало людям возможность все-таки жить в хороших условиях.
После возвращения в Мурманск «Академик Трешников» отправится к временной полевой научной базе «Хастыр» в Хатангском заливе моря Лаптевых. Научные работы на ней завершены, база будет эвакуирована, а ее научное и экспедиционное оборудование перевезут на базу «Мыс Баранова», на которой также проведут ротацию кадров. В двадцатых числах сентября «Академик Трешников» вернется в Санкт-Петербург».
Иллюстрация к статье:
Обсуждение