Даманы — небольшие, похожие на бесхвостых сурков зверьки, обитающие в Африке и на Ближнем Востоке. Несмотря на невзрачную внешность, даманы имеют большие связи в животном царстве: их ближайшие родственники — это слоны и ламантины. В нашем материале мы расскажем о том, как так вышло — а также о том, чем даманы полезны для парфюмерии и почему Тора считает их некошерными животными.
Согласно одной из версий, Испания обязана своим названием даманам. Когда финикийские мореплаватели примерно за тысячу лет до начала нашей эры прибыли на Пиренейский полуостров, они приняли живущих там кроликов за даманов, обитающих на их родине. По их имени — shaphan — перешедшему в финикийский язык из иврита, они и назвали новую землю: i-shaphan-ham, «берег даманов». От них слово переняли римляне, превратив его в латинское Hispania.
Даманы живут на родине финикийцев — восточном побережье Средиземного моря — а также на Синайском и Аравийском полуострове и в Африке к югу от Сахары. Издалека дамана действительно можно принять за большого кролика. Или за странную морскую свинку — именно из-за этого сходства немецкий натуралист Готлиб Штор в конце XVIII века отнес даманов к роду Procavia, приставив суффикс pro к латинскому родовому названию морской свинки: Cavia.
На самом деле даманы не имеют никакого отношения ни к кроликам, ни к морским свинкам, ни вообще к грызунам. Самые близкие их родственники — это, как ни удивительно, хоботные (то есть слоны и их вымершие родственники) и сирены (истребленная стеллерова корова и ее выжившие братья — дюгони и ламантины). С ними даманов сближают многие морфологические признаки — и родство это подтверждается генетическими исследованиями.
В отличие от своих внушительных родственников, даманы имеют довольно невзрачную внешность, размерами не превышают кошек и внешне похожи на сурков без хвоста. На передних лапах у них по четыре пальца с плоскими ногтями, похожими на маленькие копытца, а на задних — по три пальца, на одном из которых ноготь изогнут и служит для расчесывания шерстки. Эти похожие на копытца ногти — один из тех морфологических признаков, которые сближают даманов со слонами и сиренами: ногти есть и у слонов, и даже у ламантинов (совсем небольшие, по краю ласт). Кстати, именно из-за этих «копытец» мясо даманов считается у иудеев некошерным. Чтобы быть кошерным, наземному животному нужно обладать одновременно двумя свойствами: жевать жвачку и иметь раздвоенные копыта. Даман, согласно Торе, хоть и жует жвачку, копыта имеет нераздвоенные. Впрочем, лапки дамана только внешне похожи на копыта, а с жвачностью Тора и вовсе ошибается. Хотя внешне движения челюстей дамана действительно может напоминать пережевывание жвачки, даманы никогда не отрыгивают пищу, чтобы повторно ее пережевать, как это делают настоящие жвачные животные (подотряд парнокопытных). Растительную пищу, которой питаются даманы, им помогает переваривать сложный многокамерный желудок.
Помимо копытец, лапы даманов имеют еще одно замечательное свойство: на подошвах у них находятся плотные подушечки, центральная часть которых может приподниматься за счет мышц, создавая что-то вроде присоски. В подушечках открываются многочисленные протоки потовых желез, выделяющих густой пот. Благодаря всему этому даманы очень ловко карабкаются по скалам и деревьям.
Еще один признак, сближающий даманов со слонами, — это бивни. У даманов действительно есть бивни, хотя и совсем небольшие, которые, как и у слонов, образованы резцами. У большинства других животных бивни образованы клыками — как, например, у моржей, бородавочников или кабанов. Есть у даманов и другие особенности, которые они делят со своими большими родственниками. Например, у самцов нет мошонки, и их семенники остаются в брюшной полости, а у самок соски находятся около подмышек (а также в паховой области).
Даманов, хоботных и сирен объединяют в кладу пенунгулят (Paenungulata — «почти копытные»). Это название придумал в 1945 году американский таксономист Джордж Симпсон, впервые объединивший этих непохожих друг на друга животных в одну группу. Симпсон, как и древние евреи, считал, что даманы близки к непарнокопытным (а именно, к носорогам — из-за особенностей их зубов). Однако позднейшие молекулярные исследования показали, что даманы, как слоны и сирены, никак не связаны с копытными, а пенунгуляты представляют собой настоящую кладу — то есть группу организмов, имеющих общее происхождение. Так, в 2013 году ученые определили аминокислотную последовательность миоглобина (кислородсвязывающего белка скелетных мышц и сердечной мышцы) всех основных групп млекопитающих. По аминокислотной последовательности они установили поверхностный заряд молекул миоглобина — который, в свою очередь, определяет максимальную концентрацию миоглобина в мышцах (чем больше поверхностный заряд, тем больше молекул миоглобина могут упаковаться в мышцах, не слипаясь в единую бесполезную массу). Вполне ожидаемо оказалось, что наибольшая концентрация миоглобина наблюдается в мышцах ныряющих животных, таких как киты, моржи, тюлени и бобры. Однако также выяснилось, что высоким поверхностным зарядом обладает и миоглобин даманов, слонов и сирен — хотя даманы и слоны живут на суше, а сирены питаются водорослями на мелководье и никогда не ныряют надолго.
С помощью филогенетических реконструкций ученые заключили, что предок даманов, хоботных и сирен, судя по всему, жил около 65 миллионов лет назад (примерно в конце мелового периода, когда начали вымирать динозавры) и вел водный или полуводный образ жизни. Позже даманы и хоботные вышли на сушу, а сирены остались в воде. К концу эоцена (около 37 миллионов лет назад) даманы уже вовсю расселились по Африке и дали множество разнообразных форм, размером от лошади до мыши. В течение многих миллионов лет они оставались главными наземными растительноядными животными Африки, пока в миоцене их не начала теснить молодая группа других растительноядных животных — полорогие (сегодня к ним относятся антилопы, буйволы, козлы, быки и другие их родственники). Тем не менее, еще до конца плиоцена (около 2 миллионов лет назад) даманы удерживали свои позиции и оставались широко распространенными и в Африке, и в Евразии.
Ныне живущие даманы относятся к нескольким видам, образующим три рода: древесные даманы (Dendrohyrax), горные даманы (Heterohyrax) и скалистые даманы (Procavia). Древесные даманы — ночные животные, живущие поодиночке или небольшими семьями в лесах и влажной саванне. Горные и скалистые даманы обитают в горах и каменистых пустынях и живут большими гаремами с доминантным самцом во главе.
Даманы очень социальны и издают множество разнообразных звуков. Их сигналы имеют свой синтаксис (разное сочетание компонентов сигнала дает сигналы с разным значением), который к тому же различается у даманов, живущих в разных местах, — то есть у них есть разные географические диалекты. Синтаксис и диалекты встречаются у очень многих певчих птиц, однако среди млекопитающих это скорее редкость: пока такое известно только у приматов, китообразных и летучих мышей.
У даманов плохо развита терморегуляция, поэтому днем они очень много времени проводят, греясь на солнце, как рептилии. Зато у них очень хорошо развита система экономии воды: поскольку живут они в основном в засушливых условиях, их почки выделяют сильно концентрированную мочу. Смешиваясь с фекалиями, моча образует густую массу, которая со временем затвердевает до почти каменного состояния. В таком окаменевшем виде выделения даманов называются гирацеум. Камешки гирацеума имеют очень насыщенный запах и используются в парфюмерии, иногда как замена мускусу. И, конечно, как и практически любая часть любого животного, гирацеум используется в традиционной медицине. В Южной Африке считают, что он лечит эпилепсию.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение