Ревнуя, мы покупаем себе разные странные вещи – чтобы тот, кого мы ревнуем, обратил на нас внимание.
Когда мы видим, что тот, в кого мы влюблены, уделяет кому-то больше времени, чем нам, мы чувствуем ревность. Проявляется она по-разному: кто-то сразу затеет ссору, кто-то начнёт следить за романтическим партнёром, кто-то погрузится в самокопание и депрессию.
Сюнь Хуан (Xun Huang) из Наньянского технологического университета и её коллеги из Северо-Западного университета и Китайского университета Гонконга описывают в Journal of Consumer Psychology описывают ещё один «эффект ревности», который, вероятно, мало кто может заметить по собственному поведению.
Оказалось, что тот, кто ревнует, предпочитает покупать более заметную одежду, будь то пальто яркой расцветки или футболка с большим принтом. Стремление быть заметнее касается не только одежды, но и вообще любых предметов – например, это может быть какая-то особо приметная настольная лампа. Однако приобретение таких вещей зависит от контекста и предназначения – важно, чтобы их действительно могли видеть другие люди. Если ту же лампу приобретают в спальню, а не на офисный стол, она будет выглядеть вполне скромно, какая бы ревность ни кипела в груди приобретающего.
Стремление выделиться преобладает даже в том случае, когда есть уже реальный риск смутить окружающих. Так, психологи просили участников эксперимента представить, что их пригласили на два мероприятия, одно – неофициальное дружеское сборище, второе – официальный приём в честь новых работников компании. Требовалось выбрать аксессуары для выхода в свет, в частности, солнцезащитные очки, которые были двух видов: одни – обычные, ничем не примечательные, другие – весьма и весьма заметные. Заявиться на официальный приём в очень своеобразных очках было бы довольно странным поступком, но, если человек испытывал ревность, он именно их и выбирал.
Авторы работы объясняют такое поведение тем, что ревнующий старается вернуть к себе внимание того, кого он ревнует. Хотя вовсе не обязательно, что объект ревности появится на той вечеринке, куда ты пришёл в экстраординарных очках, ход мыслей всё равно кажется понятным – особенно если учесть, что мысли эти протекают в неявном виде, то есть сам ревнующий в данном случае вряд ли отдаёт себе отчёт в своих действиях.
Психологи отмечают, что подобный эффект вовсе не обязательно привязан именно к романтической ревности, точно так же могут поступать дети, соревнующиеся друг с другом за внимание взрослых, или коллеги, старающиеся обратить на себя благосклонный взгляд начальства. Вывод отсюда можно сделать простой: ощутив внутри уколы ревности, следует воздержаться от покупок – ревность-то пройдет, а куча невозможных вещей – останется.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение