Обычно люди пытаются отогнать птиц при помощи знаков, которые те смогут увидеть, например, отметок на окнах и световых сигналов, но такой метод работает не всегда. Одно из возможных объяснений заключается в том, что глаза птиц, как правило, посажены не спереди головы, а по ее бокам, так что прямо по центру их обзора оказывается слепое пятно. Поэтому ученым пришла идея, что, возможно, звук будет лучшим предупреждающим сигналом. Исследование на эту тему было представлено на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS).
Ученые обучили 16 содержащихся в неволе зебровых амадин пролетать через специальный коридор длиной примерно с автобус. Иногда птицам разрешалось свободно преодолевать всю длину коридора, но в других опытах в нем была установлена сеть, которая мягко задерживала птиц, в качестве безопасного эквивалента удара о здание.
Птицы снижали скорость, приближаясь к сети, но еще больше они замедлялись, если в метре от сети слышали громкий звук. При этом звук сам по себе не заставлял их снижать скорость, поэтому ученые предполагают, что действие «звукового маяка» повышало общую внимательность птиц, и они замечали сеть быстрее.
Дополнительными свидетельствами в пользу этой гипотезы стали изменения в позах птиц по время полета: они начинали держаться в воздухе прямее, услышав звук. Исследование, опубликованное в журнале Integrative and Comparative Biology, показало, что меньше птиц сталкиваются со зданиями, если для предупреждения их об опасности использовать сирену и световой сигнал.
Авторы исследования признают, что этот метод необходимо испытать также и «в полевых условиях», пронаблюдав, как такие «акустические маяки» будут действовать на птиц в природе. Этот вопрос касается не только спасения птиц, но также имеет экономическую важность: столкновения птиц с воздушными судами и наземными строениями повышают риск неполадок и катастроф и ежегодно приносят миллиардные убытки авиаиндустрии и другим отраслям экономики.
Обсуждение