Американские ученые оценили распространение физически активного поведения на примере глобальных данных о более чем миллионе бегунов. Они обнаружили, что бегающие друзья действительно мотивируют человека бегать самому.
В последнее время ученые во многих научных дисциплинах (экономика, социология, медицина и др.) стали интересоваться, каким образом поведение человека зависит от его социальных связей. То есть как решения и поведение знакомых мотивируют человека присоединиться к той или иной деятельности. В отличие от большинства исследований в этой области, проводимых методами наблюдения или эксперимента, американские ученые из MIT Sloan школы менеджмента оценили феномен вовлечения в социальную активность на примере оценки статистических показателей занятий бегом.
Ученые проанализировали данные о ежедневных занятиях около миллиона людей по всему миру, пробежавших в совокупности более 350 миллионов километров за пять лет. Данные содержали информацию о ежедневной дистанции, длительности, количестве сожженных калорий за время бега, а также информацию о 2,1 млн социальных связей между участниками, записанные индивидуальными фитнес-трекерами. Распространение социального поведения в исследовании определялось как степень, в которой физически активное поведение знакомых человека изменяет вероятность его вовлечения в эту активность.
Данные оценивались с помощью корреляции и регрессионного анализа, в которых переменными выступали беговая активность человека и активность его ближайших друзей. В результате были выявлены сильные эффекты распространения активного поведения среди бегунов. Например, каждый дополнительный километр, который пробежал друг участника, поощрял участника пробегать дополнительные 300 метров, а каждые дополнительные 10 минут друга поощряли его пробегать дополнительные три минуты.
Неоднородность эффектов социального влияния бегунов по уровню их активности. Точки — среднее значение влияния бега друзей на человека, вертикальные линии — значение, в которых это влияние может варьироваться. Изображение: Sinan Aral, Christos Nicolaides / Nature Communications
Изучая частности этой картины, американские ученые, к своему удивлению, обнаружили, что на бегунов больше влияют их менее активные друзья. Кроме того, менее активные бегуны влияют на более активных больше, чем наоборот. Эти результаты согласуются с известными фактами о том, что люди склонны сравнивать себя с другими при выполнении определенных активностей. Сравнение с теми, кто немного хуже, создает ситуацию конкуренции. Иначе говоря, когда человек сравнивает себя с теми, кто немного хуже, это мотивирует его становиться лучше (в данном случае — больше бегать). Если же он видит друга, который намного превосходит его, это демотивирует человека.
Ученые обнаружили и роль пола в распространении социального поведения: мужчины больше мотивируют мужчин, в то время как женщины в средней степени мотивируют и мужчин, и женщин. Однако мужчины совсем не мотивируют женщин к занятиям бегом, что можно объяснить разницей в мотивации к упражнениям и соревнованиям между обоими полами. Мужчины более склонны к конкуренции между собой. Ряд исследований американских ученых показал, что результаты женщин в смешанных по полу соревнованиях хуже, чем у мужчин, тогда как только в женских соревнованиях женщины достигают лучших результатов.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение