Компания CTRL-labs представила первую версию своего нейроинтерфейса, предназначенную для разработчиков приложений. Устройство считывает активность моторных нейронов в руке и преобразует ее в команды для других устройств. Поставки контроллера разработчикам начнутся в начале 2019 года, сообщает VentureBeat.
Несмотря на то, что электронные компьютеры появились более полувека назад, до сих пор доминирующим способом взаимодействия человека с компьютером остаются кнопки на клавиатуре или других устройствах, выполняющие определенные функции. За последнее десятилетие наметился переход к сенсорным экранам, но они, как правило все равно отображают виртуальное воплощение кнопок. Но достаточно большое количество исследователей заняты изучением взаимодействия человека с компьютером и разработкой принципиально новых способов управления техникой.
В таких экспериментальных разработках задействованы самые различные принципы работы. К примеру, часть из этих устройств используют носимые джойстики или тачпады, некоторые из них превращают кожу в сенсорный экран, а другие отслеживают жесты рук или движения всех частей тела, и превращают их в команды. Кроме того, часть ученых придерживается совершенно другого направления, и создает устройства, которые напрямую считывают активность нейронов головного мозга, позволяя управлять компьютером силой мысли.
Хотя такие технологии считаются перспективными, пока нейроинтерфейсы типа «мозг-компьютер» находятся на этапе становления и не обладают достаточной точностью, а также простотой реализации. Инженеры из компании CTRL Labs уже несколько лет занимаются разработкой нейроконтроллера другого типа, который определяет намерения пользователя не с помощью электроэнцефалографии, а с помощью электромиографии, то есть считывания активности мышц.
Устройство представляет собой браслет, на внутренней стороне которого находятся 16 блоков, на части из которых находятся по два электрода, а на части — по три. Кроме того, на верхней стороне браслета располагается блок управления. Пока он недостаточно мощный для полного контроля. Вместо этого в версии для разработчиков он будет выполнять роль передатчика данных с электродов и датчиков движения для их обработки нейросетевыми алгоритмами на компьютере.
Благодаря такому количеству датчиков алгоритмы могут обнаруживать большой спектр стандартных движений, причем даже если они имеют крайне малую интенсивность. В качестве примера разработчики показали несколько демо-роликов, на которых контроллер восстанавливал структуру руки в реальном времени и даже позволял использовать обычный стол в качестве клавиатуры.
Помимо самого контроллера набор для разработчиков включает в себя набор средств разработки (SDK), позволяющий создавать готовые приложения для контроллера. Компания считает, что контроллер может пригодиться разработчикам приложений для виртуальной и дополненной реальностей, и адаптировала SDK для этого. К примеру, он поддерживает интеграцию с системами отслеживания положения пользователя, используемыми некоторыми VR-средами. Контроллер станет доступен разработчикам в первом квартале 2019 года. О сроках выпуска и стоимости будущей серийной версии компания не рассказывает.
Стоит отметить, что концепция использования электромиографических датчиков на руке не новая и уже была реализована стартапом Thalmic Labs в виде браслета Myo, однако впоследствии компания отказалась от его производства. Кроме того, этот браслет имел намного меньшую точность и мог считывать лишь явные жесты руки, а не небольшие импульсы, практически не приводящие к заметному движению руки.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение