Голос матери «включает» в детском мозге целый ряд зон, начиная от сугубо слуховых и заканчивая теми, которые отвечают за самосознание и анализ лиц.
О том, что детский слух по-особому настроен на материнский голос, известно давно. Например, когда младенец слышит голос матери, он с большим усердием начинает мусолить соску, тогда как голоса других женщин никакой такой реакции не вызывают; и вообще для детей материнский голос служит источником эмоционального комфорта. Но это всё внешние проявления, результат каких-то нейрональных процессов в мозге. Можно рассуждать о том, что ребёнок радуется, слыша мать, ощущает себя в безопасности и т. д., однако для нейробиологов такие объяснения – ничего не объясняющие общие слова.
Фактически первыми, кто попытался понять, что происходит у ребёнка в голове, когда он слышит мать, стали Дэниэл Абрамс (Daniel A. Abrams) и его коллеги из Медицинской школы Стэнфордского университета. Как известно, у нас в мозге есть специальные области, чья задача – воспринимать звуковые сигналы и различать разные звуки, в том числе и разные голоса. Нейробиологов интересовало, только ли эти области срабатывают у детей в ответ на материнский голос, или же тут подключаются и другие участки, и реакция мозга оказывается на самом деле шире.
Верным оказалось второе предположение, про широкую реакцию. В эксперименте участвовали 24 ребёнка в возрасте от 7 до 12 лет, без каких-либо пороков развития и наследственных заболеваний; все они воспитывались своими биологическими матерями. Поскольку к 7-10 годам дети уже вполне хорошо владеют речью и языком, было решено тестировать их не на обычных словах, а на бессмысленных звукосочетаниях.
Матерей попросили произнести для записи несколько бессмысленных слов, которые их дети потом слушали, находясь в аппарате для сканирования мозга. Чтобы было с чем сравнивать, тем же детям давали послушать те же слова, только записанные посторонними женщинами, которые сами тоже были матерями, но именно с участниками эксперимента никогда не встречались.
В статье в PNAS авторы пишут, что, во-первых, дети очень точно и очень быстро отличали голос своей матери от голоса чужой женщины – на это им хватало меньше секунды, а точность узнавания была 97-процентной. Во-вторых, что самое любопытное, детский мозг в обоих случаях работал по-разному: в ответ на материнский голос в нём активировались не только собственно слуховые зоны, но и миндалевидное тело и его «коллеги», отвечающие за эмоции, и система подкрепления, которая отвечает за чувство удовлетворения и оценивает всё, что мы чувствуем, на предмет получения удовольствия.
Также голос матери стимулировал участки мозга, распознающие лица; наконец, всплеск активности наблюдался в тех мозговых областях, которые, как считается, дают нам самосознание, понимание того, что я – это я. Образно говоря, дети слышат мать всем мозгом (ну или, по крайней мере, значительной его частью), а не только сугубо слуховыми участками.
Авторы работы также отмечают, что у детей с развитыми социальными навыками все вышеперечисленные зоны мозга были теснее связаны друг с другом, что проявлялось опять же в том, как они реагировали на материнский голос. О причинах и следствиях говорить пока рано, хотя если окажется, что голос матери непосредственно стимулирует развитие и системы подкрепления, и системы самосознания, и системы обслуживания эмоций, это будет не так уж неожиданно – мы же знаем, что мозг пластичен, а в юности пластичен особенно, и что связи в нём постоянно перестраиваются, усиливаются, слабеют под действием внешних стимулов и задач, которыми нам приходится заниматься.
В дальнейшем исследователи планируют узнать, как с возрастом меняется реакция мозга на материнский голос, а также как его воспринимает мозг аутистов, у которых, как известно, огромные проблемы с социализацией.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение