У людей с аутистическими расстройствами можно улучшить социальные навыки с помощью гормона вазопрессина – правда, пока непонятно, как именно он при этом действует.
Людям с аутизмом – точнее, с расстройствами аутистического спектра – непросто освоиться в обществе: им трудно общаться с обычными людьми, обычным людям трудно общаться с ними.
Но умение общаться, умение строить социальные связи, реагировать на социальные сигналы зависит от множества факторов, в том числе и от гормонов с нейромедиаторами. Про один из социальных гормонов-нейромедиаторов мы слышим часто – это окситоцин, который часто называют гормоном любви (хотя действовать он может совершенно по-разному).
У окситоцина есть «брат» – химически схожий с ним вазопрессин, или антидиуретический гормон. Он регулирует количество воды в организме, управляя почками и кровеносными сосудами; но, кроме того, он регулирует социальное поведение. Влияние на поведение у вазопрессина наблюдают как у животных, так и у людей.
Исследователи из фармацевтической компании F. Hoffmann–La Roche и Стэнфордского университета решили использовать вазопрессин для лечения людей с аутизмом. Сотрудники F. Hoffmann–La Roche вводили более чем 220 взрослым мужчинам с расстройствами аутистического спектра препарат, блокирующий рецепторы к вазопрессину. Препарат давали ежедневно в течение 12 недели; участников эксперимента, у которых аутизм был средней и сильной тяжести, разделили на четыре группы: в трёх группах препарат вводили в разных дозах, в четвёртой получали плацебо.
В статье в Science Translational Medicine говорится, что те, кто получал блокатор вазопрессиновых рецепторов в дозах повыше, к концу эксперимента стали более социальными и более самостоятельными в повседневной жизни, чем те, кто получал плацебо или получал самую маленькую дозу препарата.
Правда, тут нужно уточнить, что «степень социальности» оценивают по разным шкалам, и в данном случае улучшение было заметно по одной такой шкале – а вот по другой, которую обычно и используют при работе с людьми с аутизмом, улучшений не было.
Иначе поступили исследователи из Стэнфорда: они в течение четырёх недель давали вдыхать носом вазопрессиновый спрей семнадцати детям 6–12 лет; ещё тринадцать получали плацебо. Те и другие проходили тесты на разные социальные навыки: нужно было либо просто отличить лицо одного человека от лица другого человека, или же понять по лицу чьё-нибудь эмоциональное (или вообще психическое) состояние.
Те, кому давали вазопрессиновый спрей, справлялись с тестом лучше, и улучшение видели не только сами экспериментаторы, но и родители детей. Эти результаты также были опубликованы в Science Translational Medicine.
Проблема в том, что оба метода противоположны по сути: в одном случае вазопрессину не дают взаимодействовать с его рецепторами, в другом человеку дают избыток вазопрессина, который должен сесть на свои же рецепторы, которых в этом варианте задействовано тоже в избытке. Но и в том, и в другом случае имеет место ослабление некоторых симптомов аутизма.
Очевидно, здесь стоит поскорее выяснить конкретный физиологический механизм того, что происходит. Впрочем, не будем забывать, что гормоны и нейромедиаторы нередко преподносят сюрпризы: ведь и «гормон счастья» серотонин способен вызывать не только счастье, но и депрессию – в зависимости от того, на какие нейроны он подействовал.
Обсуждение