Культурная память угасает по математической кривой.
Хотя разнообразные политические новости порой вызывают бурную реакцию, многие ли из нас вспомнят какие-то особо острые информационные поводы, случившиеся год, полгода или месяц назад?
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что то же самое касается многих музыкальных хитов, фильмов, книг, героев спорта и т. д. Коллективной памяти, как и индивидуальной, свойственно забывать. Но при этом, как говорится в недавней статье в Nature Human Behaviour, коллективное забывание можно описать определённым математическим законом.
Исследователи из Массачусетского технологического института вместе с коллегами из Северо-западного университета и чилийского Университета развития выбрали около 1700 известных спортсменов, около полумиллиона научных статей по физике, 1,7 млн патентов и примерно 33 000 песен и 15 000 трейлеров к фильмам – и посчитали, как менялась по отношению к ним коллективная культурная память.
Обеспечим библиотеки России научными изданиями!
В случае спортсменов анализировали, сколько раз про них читали в Википедии, для физических статей и патентов считали количество цитат, для песен и трейлеров – сколько раз их смотрели и слушали в сети. Очевидно, что в каждом случае оценивали не память как таковую, а внимание, которое уделяется тому или иному предмету. Однако также очевидно, что внимание тесно связано с памятью, и по коллективному вниманию к научной статье или кинотрейлеру можно судить о культурной памяти.
Несмотря на то, что речь, казалось бы, шла об очень разных вещах (одно дело – звёзды спорта, другое – научные статьи), во всех случаях популярность падала по биэкспоненциальной кривой: резкий спад в начале сменялся более пологим затуханием, которое растягивалось на долгое время. Правда, если форма кривой для статей, песен и пр. была одинаковой, то величина отдельных участков заметно отличалась. Например, резкое «первоначально забывание» сильнее всего было выражено у музыки. То есть поп-песни из массового обихода вымываются довольно быстро, в среднем за шесть лет – внимание к ним угасает скорее, чем к трейлерам и научным статьям, хотя поклонники именно этих песен потом могут помнить их довольно долго. А вот дольше всего «первоначальное забывание» длится у звёзд спорта – в среднем 20–30 лет (после чего их, очевидно, опять же помнят только преданные поклонники).
Авторы работы соотносят с двумя фазами забывания два разных процесса. Про песню, трейлер, патент и прочее мы можем узнать из какого-нибудь специального материала, погрузившись в тему – или же нам про это может рассказать знакомый, мы можем услышать или прочитать про научную статью или про фильм в каком-то обсуждении и т. д. И вот когда про культурный феномен перестают рассказывать друг другу, когда перестают друг другу кидать ссылки на песню-трейлер-статью, вот тогда случается резкое забывание. После начинает работать уже собственно культурная память, опирающаяся на письменные источники, пусть даже такие источники выглядят как архив паблика в социальной сети. Конечно, такая память тоже постепенно угасает, но намного медленнее, и это будет второй частью биэкспоненциальной кривой.
Конечно, есть и исключения – каждый может вспомнить какого-нибудь известного человека или явление культуры, память о которых длится без конца. Но мало кто будет спорить с тем, что забываем мы гораздо больше, чем помним, и авторы работы, как и полагается в науке, сосредоточились не на исключениях, а на общих закономерностях. Возможно, что эти закономерности удастся использовать в практических целях. И речь вовсе не обязательно о том, чтобы как-то продлевать культурную память – надо признаться, многие культурно-политические сюжеты только выиграли бы от того, чтобы резкое «первоначальное забывание» случилось с ними как можно резче.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение