Центры мозга, отвечающие за мотивацию, воспринимают информацию как ещё одну форму награды.
Мы любим узнавать что-то новое, начиная от прогноза погоды и курса валют до новейших физических теорий. Но объяснить наше любопытство можно по-разному. С одной стороны, считается, что всякую информацию мы оцениваем по её полезности, что бы под этим ни подразумевалось. В таком случае удовольствие от познания соответствует тому, насколько мы приблизились к какой-то цели, насколько нам новая информация пригодилась для чего-то. С другой стороны, многие психологи полагают, что любопытство действует само по себе, как самостоятельная мотивирующая сила, и что мы часто доискиваемся каких-то сведений просто потому, что хотим знать.
Эксперименты сотрудников из Калифорнийского университета в Беркли говорят о том, что обе точки зрения стоит объединить. Исследователи предлагали добровольцам сыграть в некую азартную игру, причём вероятность выигрыша можно было узнать за некоторую плату. В некоторых случаях эта информация была довольно важной, когда ставки и риск в игре были высоки; в других случаях «инсайдерская» информация была не слишком ценной, и игрок вполне мог без неё обойтись.
В большинстве случаев игроки руководствовались вполне разумными экономическими соображениями: они оценивали, насколько информация поможет им выиграть, и решали, стоит ли за неё платить. Но при этом участники эксперимента в целом были склонны переоценивать значение информации, и особенно такое повышенное внимание к сведениям было видно в игре с высокими ставками. То есть даже если заранее было известно, что сведения ничего не дадут, у человека всё равно повышался к ним интерес.
Сканирование мозга показало, что информационная жажда стимулировала в нём зоны, которые обычно заняты оценкой ситуации и которые активируются в предвкушении вознаграждения в виде денег, еды, наркотических веществ и пр. Это участки, входящие в знаменитую систему подкрепления, благодаря которой мы чувствуем удовольствие от достижения какого-то результата, даже если результат будет просто чьим-то «спасибо». То есть мозг оценивает информацию как награду, так же, как он оценивает деньги или еду, и, поскольку система подкрепления во многом отвечает за мотивацию, то понятно, что информация может быть таким же психологическим мотивационным топливом.
Исследователям удалось даже сопоставить нейронные импульсы в центрах системы подкрепления, соответствующие разному денежному выигрышу, с нейронными импульсами, обозначавшими готовность человека заплатить за игровые сведения, пусть даже и бесполезные. В статье в PNAS говорится, что чем больше были ожидания в смысле выигрыша, тем больше игрок был готов заплатить. Ожидание большой награды повышало удовольствие от информации самой по себе, безотносительно того, насколько она была полезна.
Нельзя сказать, что мозг оценивает информацию исключительно с точки зрения достижения цели или же что охота до новых сведений – это полностью автономная мотивирующая сила. Скорее, оба представления об информации соединены в нервных центрах, которые делают нам приятно и которые заставляют искать награду.
Возможно, теперь, когда мы больше узнали об «информационном метаболизме» в нашем мозге, у нас появятся психотерапевтические методы, позволяющие помочь тем, кто стал чрезвычайно зависим от информации и просто не может оторваться новостных лент в социальных сетях.
Обсуждение