Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столичные школьники в составе российской команды завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по информатике в Венгрии. Награды получили Иван Пискарев из школы №2086 и Антон Степанов из лицея «Вторая школа» имени В. Ф. Овчинникова. Таким образом, в этом году московские ученики получили уже 26 медалей на международных олимпиадах по семи предметам. Подробности «РГ» рассказали в пресс-службе департамента образования и науки города.
Как пояснили в ведомстве, ученики московских школ ежегодно демонстрируют высокие результаты на различных олимпиадах, в том числе на Всероссийской олимпиаде — главном интеллектуальном соревновании страны. Так, в 2022/2023 учебном году школьники побили собственный рекорд, завоевав 1391 диплом победителей и призеров. При этом свои дипломанты заключительного этапа есть более чем в трети школ города.
Такие высокие результаты не достигаются быстро. К соревнованиям учащиеся готовятся не только самостоятельно, но и с помощью специальных курсов, тренировочных мероприятий, олимпиадных конкурсов от системы столичного образования.
Центр педагогического мастерства (ЦПМ) столичного департамента отвечает за подготовку московских школьников к олимпиадам. Научный руководитель ЦПМ, кандидат физико-математических наук Иван Ященко подчеркивает, что в Москве у каждого ребенка есть возможность получить качественную подготовку по интересующему его предмету в собственной школе, вне зависимости от исходного уровня знаний.
«Московская сборная получила в финале Всероссийской олимпиады более половины всех дипломов победителей. И стоит отметить, что более трети школ имеют дипломантов заключительного этапа, а более 90% столичных школ имеют дипломантов регионального этапа или Московской олимпиады. Сейчас это является серьезным отличием от регионов, где по каждому предмету дипломы получают ученики из одной-двух школ. Такая же ситуация была в Москве 12 лет назад. За последние 10 лет мы наблюдаем более чем четырехкратный рост количества дипломов. Это связано с тем, что развитием таланта занимается вся система образования. Десять лет назад дети были вынуждены ездить через весь город в несколько сильных учебных заведений, а сейчас олимпиадная подготовка — это стандарт обычной московской школы. Кроме того, все они оснащены хорошим современным оборудованием. Работа идет как среди детей, которые только знакомятся с олимпиадами и выбирают интересующие предметы, так и со школьниками, которые уже проявили себя», — рассказал Ященко.
В школах Москвы постоянно ведется диагностическая и профориентационная работа, призванная помочь детям выбрать предмет, в котором они могут достичь особых результатов, и раскрыть свой талант. Также в городе проходят программы в различных форматах для популяризации олимпиадного движения. Например, при поддержке ЦПМ в московских школах проводят олимпиадные праздники, мастер-классы и бесплатные кружки по подготовке к соревнованиям. Школы формируют команды для городских учебно-тренировочных чемпионатов — турниров с игровым сюжетом, а также поддерживают участников олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Такие мероприятия помогают детям взглянуть на учебу по-новому и заинтересоваться олимпиадами.
Для развития олимпиадного движения в московских школах ЦПМ проводит для руководителей образовательных учреждений информационные встречи и консультации, а для учителей — специальные занятия и курсы по подготовке учеников к олимпиадам. На ресурсах центра опубликованы полезные материалы и методические разработки, которые школы могут использовать в работе. Среди них материалы для классных часов, рассказывающие об олимпиадном движении, и онлайн-курс для школьников «Про олимпиады», объединяющий лекции по предметам, интервью с тренерами сборных Москвы на Всероссийской олимпиаде, а также истории олимпиадников.
С детьми работают и студенты, которых привлекают через Ассоциацию победителей олимпиад. В рамках городского проекта «Кружок от чемпионов» они проводят занятия в московских школах, вдохновляя учеников своим примером и опытом, помогая начать олимпиадный путь.
Продолжить подготовку школьник может уже на открытых городских площадках. Например, он может стать кандидатом в сборную Москвы на Всероссийской олимпиаде. Такие ученики в течение всего года будут заниматься с ведущими преподавателями столичных вузов и школ. Но в основе их учебы все же лежат знания, полученные на школьных уроках.
О подготовке к олимпиадам в своих школах, а также учениках и выпускниках, достигших успехов на соревнованиях прошлых лет, сами дети рассказывают в работах на городском Конкурсе олимпиадного творчества. В прошлом году организаторы получили более 250 заявок с медиаматериалами об олимпиадном движении в школах столицы.
Московская система развития таланта школьников продолжает совершенствоваться. С каждым годом детям доступно все больше ресурсов для подготовки к соревнованиям, например, материалы в «Московской электронной школе». Кроме того, там собраны разработки ЦПМ для обычных уроков. Среди них материалы курсов по окружающему миру и астрономии, методические материалы по математической грамотности для шестиклассников. А также материалы по алгебре, геометрии, теории вероятности и статистике для участников проекта «Математическая вертикаль». Учитель помогает школьникам сделать первые шаги в развитии таланта, а дополнительные материалы позволяют анализировать и повышать уровень знаний.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение