Археологи исследовали мумию ребенка трех—шести лет I–III веков нашей эры, которую обнаружили на Монгольском Алтае. Оказалось, что его одежда была изготовлена из шелка, который, по всей видимости, поступал в этот регион из Китая благодаря посредничеству элиты хунну. Примечательно, что никаких других статусных товаров в этом погребении ученые не обнаружили. Результаты исследования представлены в журнале Archaeological Research in Asia.
Кочевые племена Южной Сибири и прилегающих регионов в конце III — начале II века до нашей эры последовательно попадали под влияние трех кочевых империй, сложившихся в Центральной Азии: Хуннской, Сяньбийской и Жужанской. В это время в регион проникает новое население, сменившее носителей пазырыкской культуры. Это способствовало формированию булан-кобинской археологической культуры, которая просуществовала до середины I тысячелетия нашей эры. Свое название она получила в 1990 году после исследования погребального комплекса, расположенного в Республике Алтай. Носители этой культуры занимали территории пригодные для ведения яйлажно-горнодолинного скотоводства. Одной из характерных черт погребальных комплексов булан-кобинской культуры выступает сооружение кенотафов, которые порой достигали десяти процентов от общего числа могил. Кроме того, археологи нередко находят свидетельства того, что проводился обряд обезвреживания «опасных покойников».
В последние годы памятники булан-кобинской археологической культуры исследуются и на территории Монголии. Так, в 2015–2016 годах в аймаке Баян-Улгий французские и монгольские ученые раскопали небольшой могильник Бургаст, включавший 24 отдельных погребения. Сам обряд, а также редкие находки украшений из серебра и бронзы позволили отнести этот памятник к булан-кобинской культуре. Благодаря местным климатическим условиям в половине раскопанных гробниц сохранились остатки текстиля.
Исалин Сонье (Isaline Saunier) из Университета PSL совместно с учеными из Франции исследовала одежду, сохранившуюся на мумифицированных останках ребенка трех—шести лет из погребения-14 могильника Бургаст. Археологи отметили, что отличную сохранность этих останков обеспечила герметичность гробницы и сухой климат. Прямое радиоуглеродное датирование показало, что ребенок умер около 32–210 годов нашей эры.
Ученые отметили, что ребенок был одет в шапку, тунику средней длины, а также в штаны и носки. Его лицо и все тело перед погребением завернули в шерстяное одеяло. Шапка была сделана из желтого куска ткани, а ее край украшала пришитая узкая зеленая лента. Изнутри она была выстлана тонким шерстяным войлоком. При исследовании туники ученые обнаружили, что ее сделали из тканей зеленого, желтого и коричневого цвета (хотя разноцветность может быть результатом разложения). В области талии ее опоясывала небольшая текстильная лента шириной 1,3 сантиметра. Штаны, которые частично перекрывались туникой, были сделаны из коричневой ткани. Желто-коричневые носки доходили до лодыжек ребенка и удерживались на ногах текстильными лентами.
Результаты исследования показали, что одежда была изготовлена из шелка. В настоящее время нет археологических или исторических свидетельств того, что жители Алтая этого времени занимались шелководством. Ученые предполагают, что сырье (шелк) или готовый текстиль (тафта) происходят из Китая, где в эпоху Хань (III век до нашей эры — III век нашей эры) процветала торговля этим товаром. По мнению исследователей, наличие шелка в Бургасте свидетельствует о контактах с Китаем (например, в виде торговли, грабежей или обмена дарами), в которых элита хунну (сюнну), скорее всего, играла важную роль.
Ученые отметили, что в исследованном погребении не было статусных предметов, характерных для элиты хунну, например, зеркал, лакированных шкатулок, колесниц или дорогих украшений. Остальные могилы, раскопанные на этом памятнике, также бедны на дорогие товары. Несмотря на это, археологи считают, что невозможно определить статус населения, похороненного в Бургасте.
Однако не только на Алтае условия порой позволяют долго сохраняться органическим материалам. Так, в соседнем Синьцзяне известен целый ряд могильников эпохи бронзы и раннего железа с отлично сохранившимися мумифицированными телами, одеждой и разного рода изделиями. Подробно узнать о происхождении населения Таримского бассейна, которое оставило самые древние подобные памятники, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв».
Иллюстрация к статье:
Обсуждение