Индонезийская наскальная живопись, на которой изображены дикие животные, встречающиеся с потусторонними охотниками, может представлять собой самый старый известный пример повествовательного изобразительного искусства, — пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature.
Обнаруженный в декабре 2017 года на острове Сулавеси рисунок шириной примерно 4,5 метра появился как минимум 43 900 лет назад, — считают исследователи, возглавляемые археологами Максимом Обертом и Адамом Браммом из Университета Гриффит в Голд-Кост (Австралия). Ученые сообщают, что охотники и животные, изображенные на фреске, свидетельствуют о том, что в то время люди верили в сверхъестественных существ.
«Мы предполагаем, что эти древние художники были Homo Sapiens, и что духовность и религиозное мышление были частью ранней человеческой культуры в Индонезии», — говорит Брамм.
Две свиньи и четыре миниатюрных буйвола, называемые аноас, которые все еще обитают в лесах Сулавеси, находятся в разных местах пещерного рисунка. Восемь маленьких человекоподобных фигурок с некоторыми чертами животных, кажется, охотятся на раскрашенных свиней и аноас с копьями или веревками. Одно гибридное существо имеет спортивный хвост. У другого клювоподобная морда.
Мифические гибриды человек-животное, также известные как териантропы, часто появляются в фольклоре и в художественной литературе современных обществ. Многие религии считают териантропов богами, духами или фамильными существами. Фигурки львиноголового человека и женщины с преувеличенными чертами, которые ранее были найдены в немецкой пещере, датируются 40 000 лет назад, так же как и флейты из кости и бивни мамонта, найденные в той же самой пещере. Рисунок человека с птичьей головой внутри французской пещеры Ласко датируется примерно между 14 000 и 21 000 лет назад.
Исследование показало, что эта сцена охоты была нарисована, по крайней мере, 43 900 лет назад в индонезийской пещере. Ученые утверждают, что на стенах изображены свиньи, миниатюрные буйволы или аноа, а также гибридные фигуры, которые являются частично человеческими, а частично животными.
Абстрактное пещерное искусство, обычно приписываемое H. sapiens, датируется как минимум 40 800 лет назад в Европе. В других пещерах Сулавеси, изученных Обертом и Браммом, настенные трафареты, которые люди каменного века создавали, выдувая или распыляя пигмент вокруг протянутых рук, датируются примерно 40 000 лет назад. Исследователи сообщили о том, что европейские неандертальцы создали абстрактное пещерное искусство, по крайней мере, 65 000 лет назад, но эти сообщения подверглись критике.
Если возраст рисунка – от 35 100 до 43 900 лет, определенный с помощью радиоуглеродного датирования, подтвердится, то это будет иметь значение для понимания развития искусства в каменном веке.
Любопытно, что предполагаемые фигуры людей и животных на сцене охоты в Сулавеси довольно малы по сравнению с изображениями свиньи и аноа, говорит Конард. Это может быть потому, что древние художники изображали териантропов летающими: движения в духовных мирах часто совершаются в полете, а не в ходьбе или беге.
Брамм говорит, что в нескольких других пещерах Сулавеси были найдены фигуративные картины, но они еще не датированы. Почти все эти произведения искусства, включая сцену охоты, значительно испортились. «Нам нужно срочно определить, что разрушает эти картины и что с этим делать».
Иллюстрация к статье:
Обсуждение