Реальные объекты, используемые в психологических исследованиях внимания, обрабатываются медленнее, чем их изображения. В статье, опубликованной в журнале Psychological Science, отмечается важность этой находки для психологических исследований.
Способность распределять внимание зависит от свойств объекта, во многом от того, какие возможности они предоставляют. Так, если человеку нужно выполнить какое-либо действие с объектом (например, поднять его), то его внимание в первую очередь привлекут те части, которые позволят это сделать (например, ручки пакета).
В психологических исследованиях внимания, однако, чаще всего используются не реальные объекты, а их изображения. Теоретически, это может повлиять на распределение внимания: невозможность захватить изображенный объект может сказаться на поведенческой реакции участника эксперимента. Авторы новой работы под руководством Жаклин Сноу (Jacqueline C. Snow) из Университета Невады в Рино предположили, что в заданиях, показателем распределения внимания в которых служить время реакции, реальные объекты будут обрабатываться медленнее, чем их изображения.
Для этого ученые провели ряд экспериментов, для создания которых была использована парадигма «фланговой задачи» (англ. Eriksen flanker task). Такая парадигма обычно используется для изучения способности ингибировать нерелевантную для задания информацию: например, нажимать на кнопку при появлении только одной определенной буквы, игнорируя все другие.
В ходе эксперимента участникам (всего их было 40) необходимо было нажать на одну из двух кнопок в соответствии с тем, в какую сторону был направлен черпачок средней из трех расположенных сверху вниз ложек. Две другие ложки либо были направлены в ту же сторону, что и ложка-цель, либо в другую. Ложки могли быть представлены в виде двухмерных или трехмерных изображений (все участники эксперимента для этого носили специальные очки), либо в качестве реальных объектов: в этом случае три белых пластиковых ложки (идентичных тем, что были использованы для изображений) прикреплялись на черный фон.
Пример изображения использованных стимулов
Ученые обнаружили, что время реакции при выполнении задания было значительно (p < 0,05) выше для реальных ложек, чем для их изображений— причем как в тех случаях, где ориентация ложек совпадала, как и в тех, где нет. Одинаковые результаты также были получены для обоих видов изображений.
Затем исследователи повторили эксперимент, увеличив расстояние между участником (в этом эксперименте их было 38) и экраном до 80 сантиметров: на этом расстоянии нельзя было точно распознать, реально ли изображение ложки. Результаты такого эксперимента показали, что время реакции не зависит от типа стимула: участники одинаково быстро реагировали как на сам объект, так и на его изображение. Такие же результаты показал еще один эксперимент: в ходе него участникам показывали изображения и предметы, закрытые мутным стеклом.
Исследователи связывают полученные результаты с тем, что при использовании в качестве стимула реального объекта время реакции удлиняется за счет того, что участник эксперимента «замедляет» внимание, добавляя к нему оценку возможностей. Такого не происходит с изображениями объектов — наиболее используемыми стимулами в экспериментах на внимание. Авторы, тем самым, отмечают, что ученые должны рассмотреть в качестве наиболее подходящих стимулов не изображения, а сами объекты, в особенности — при изучении возможности.
В психологических исследованиях используются самые разные экспериментальные парадигмы — в зависимости от поставленных целей и задач. Так, тест Струпа (оригинальная версия которого состояла из слов, окрашенных в разные цвета) может быть использован для изучения умения сочетать звуковые и зрительные стимулы.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение