Спортивное питание потребляет полтора миллиона россиян, объем рынка оценивают в девять тысяч тонн в год. Доля импорта на нем — не менее 90 процентов, отметили в Центре макроэкономического анализа и регионального прогнозирования. В ближайшие пять лет объем потребления может достичь 12 тысяч тонн (в денежном выражении — 25 миллиардов рублей).
Большой потенциал имеет ниша продуктов для ЗОЖ в целом: спрос растет на 8,5 процента ежегодно, альтернативные виды сырья все более востребованы, а в свете текущих событий их поставки из Китая, США и стран Евросоюза необходимо сокращать, максимально используя возможности внутреннего производства.
Основной компонент спортивных биодобавок — белок, молочный либо растительный. Последний набирает популярность в России уже пять лет. Стандартный вариант такого сырья — немодифицированный соевый изолят, в сухом веществе которого как минимум 90 процентов занимает чистый белок. Изолят до 2019 года в РФ не выпускали. Вся потребность закрывалась за счет импорта. Небольшие объемы вывоза изолята формировались за счет реэкспортных поставок из Китая.
На данный момент глубокая переработка соевых бобов в России налажена. Ежегодно в стране для спортивного питания используется около 50 тысяч тонн изолята. Отечественные производители — в основном дальневосточники — обеспечивают до 25 процентов этого объема. Лидером по посевным площадям под соей является Амурская область.
По мнению экспертов, за счет стабильно идущего расширения посевов сои и интенсификации ее выращивания объем сбора по этой культуре в РФ будет стабильно расти. В 2022 году урожай увеличился на 22 процента, до 5,8 миллиона тонн. Лидерами стали Центральный и Дальневосточный федеральные округа — с показателями в 2,4 и 2,24 миллиона соответственно. При этом в ЦФО валовый сбор вырос на 13 процентов к уровню 2021-го, а в ДФО — на 34. В нынешнем году урожай, по прогнозу, превысит шесть миллионов тонн.
— Реализация инвестиционных проектов по переработке сои для получения изолята в Дальневосточном округе позволит полностью заместить импорт сырья для российских производителей диетического и спортивного питания к 2030 году. В ДФО для этого достаточно ресурсов, однако требуется создание наукоемких производств — не только для индустрии спортпитания, но и для развития производства молочной, мясной и кондитерской продукции, напитков, в том числе на экспорт, — отметила руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение