Испытания беспилотных автомобилей без водителя за рулем на российских дорогах и коммерческая эксплуатация беспилотников должны начаться в первом полугодии 2021 года, а не в октябре 2020, как предполагалось ранее, сообщается в новой дорожной карте развития беспилотного транспорта, имеющейся в распоряжении N + 1. Проект был доработан рабочей группой вместе с четырьмя министерствами и уже направлен в Правительство для рассмотрения и утверждения.
Беспилотные автомобили испытывают десятки крупных компаний и стартапов по всему миру, и в этой области сложился общепринятый порядок работы. Как правило, сначала разработчики проверяют алгоритмы в симуляции, затем прототип беспилотника испытывают на закрытом полигоне под присмотром инженера за рулем, готового перехватить управление при ошибке алгоритмов. Затем испытания переносят на улицы, но тоже с инженером за рулем (а часто также и помощником на соседнем сиденье, который следит за телеметрией или делает пометки), поскольку в любой момент алгоритмы могут сработать неверно и машина может создать опасную ситуацию.
Если разработчики долго испытывают беспилотник в разных условиях и демонстрируют его стабильную работу на протяжении многих тысяч километров, в некоторых регионах они могут запросить у властей разрешение на то, чтобы убрать человека с водительского кресла и проводить испытания под удаленным управлением или с инженером на пассажирском сиденье. В США порядок работы беспилотных автомобилей и разрешение на испытания без водителя устанавливаются на уровне штатов, а в России это происходит на уровне отдельных разрешений в конкретных зонах. К примеру, когда Яндекс запустил тестовую зону беспилотного такси без человека за рулем, представители компании рассказали N + 1, что с юридической точки зрения это рассматривалось как аналог учебной езды с человеком за рулем, который пока не получил право на управление транспортными средствами, но с инструктором рядом, который может остановить машину.
Аналогичные юридические проблемы возникают и в других вопросах, поэтому государство занимается разработкой законодательной базы, которая бы четко описывала те или иные особенности использования на дорогах самоуправляемых автомобилей. Пока централизованно беспилотные автомобили регулируются постановлением об эксперименте по испытаниям таких машин, который работает в 13 регионах. Весной специалисты из нескольких министерств и рабочей группы НТИ «Автонет» разработали дорожную карту по введению беспилотников на дороги России, и ее одобрило одно из министерств. Тогда подразумевалось, что уже с октября компании смогут выпускать на дороги общего пользования беспилотники без человека за рулем, а также оказывать платные услуги, к примеру, в составе такси.
Однако теперь стало известно, что эти изменения отложены как минимум до первого квартала 2021 года. Представитель НТИ «Автонет» заявил, что проект в новом виде уже направили на рассмотрение в Правительство. N + 1 ознакомился с новой версией проекта. В нем упомянуты и другие меры по введению беспилотных автомобилей в правовое поле. К примеру, в четвертом квартале 2021 года будет создан проект федерального закона, описывающего основные понятия в этой области, требования по страхованию беспилотников и их допуску на дороги. Спустя полгода после этого должны быть разработаны правила расследования дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей и их взаимодействия с сотрудниками полиции, прибывшими на место ДТП. После 2023 года должны быть приняты изменения в технический регламент Таможенного союза и нормы, регулирующие особенности технического осмотра беспилотников, чтобы этот вид транспорта можно было начать полноценно применять на дорогах.
В некоторых случаях отсутствие специфичного для беспилотных автомобилей регулирования приводит к тому, что разработчикам приходится выполнять абсурдные требования. Например, только в начале 2020 года в США впервые разрешили сделать исключение из федеральных стандартов по безопасности транспортных средств. Благодаря этому разработчики небольшого беспилотного доставщика Nuro получили возможность убрать с него зеркала заднего вида и лобового стекла при том, что этот доставщик вовсе не имеет кабины и места для водителя.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение