По данным ведущего российского рекрутингового портала, по итогам I квартала 2024 года спрос на работников геологической специализации вырос по сравнению с показателями того же периода 2023-го на 54 процента, а 2021-го — на 147. Сильнее всего он увеличился в Иркутской области (+112 процентов), Якутии (+108) и Забайкалье (+95).
Для изменения ситуации необходимо срочно принимать меры по повышению привлекательности высшего геологического образования. Для регионов, львиная доля бюджетов которых формируется недропользователями, задача популяризации профессии геолога должна быть первостепенной.
Ежегодно вузы выпускают около 1,5-2 тысяч молодых специалистов всех геологических специальностей. Из них в отрасли остаются лишь 30 процентов. Этого катастрофически мало, такого числа недостаточно для восполнения естественной убыли как на производстве, так и в научных организациях и в самом профильном образовании.
Причем, по данным Минобрнауки РФ, около 65 процентов общего количества специалистов в области геологии выпускают вузы Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов при том, что объекты геолого-разведочных работ в основном локализуются в Сибири и на Дальнем Востоке.
Пример магаданского Северо-Восточного госуниверситета, где существует кафедра геологии, очень характерный. Каждый год кафедра геологии выпускает от трех до десяти специалистов-геологов по направлению «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых». В то же время компаний-недропользователей в Магаданской области — более 160. Кроме того, в этом году, например, нет выпускников кафедры геологии очного отделения — только заочники. При этом СВГУ не располагает аналитическим центром, геологическими полигонами для практических работ и в целом учебной базой, требующейся для формирования у студентов необходимой для работы компетенции.
Около 50 человек ежегодно набирает на специальность «техник-геолог» Магаданский политехнический техникум, до выпуска доходит менее половины поступивших, и их квалификации недостаточно для самостоятельной геологической деятельности.
Все, что можно было найти, идя по горам с лупой и молотком, уже найдено. Резерв легкооткрываемых месторождений иссяк во всем мире. В настоящее время найденное месторождение — это не удача, а результат квалифицированной работы с применением высокоточных методов исследования разных уровней, от космоса до атомов. Для этого нужны соответствующие специалисты по направлениям подготовки «Геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых», «Минералогия», «Петрология» и «Геохимия». По последним трем специальностям в нашей стране ежегодно магистратурами трех вузов выпускается менее десятка человек.
Важная причина происходящего заключается в том, что в течение многих лет идет кадровая деградация геологического образования. Зачастую преподаванием занимаются люди, очень далекие от геологоразведки, сами никогда ни поисками, ни оценкой месторождений не занимавшиеся. Своего рода «многостаночники», преподающие сразу несколько дисциплин, специалистами ни по одной из которых они не являются. Они просто транслируют студентам содержимое учебников. При том что геология — это динамично развивающаяся наука.
К сожалению, система высшего образования сейчас так построена, что происходит концентрация средств для штатных сотрудников кафедр. Ранее высшее геологическое образование базировалась на привлеченных специалистах-«почасовиках», работающих по основному месту либо в научных организациях, либо на производстве. Это давало студентам, кроме актуальной информации от специалистов по своему профилю, еще и возможность проникать в производственные и научные организации уже с первого курса, так сказать, погружаться в профессию, обрастать профессиональными связями, что было немаловажным фактором закрепления в геологии. В настоящее время политика Минобрнауки РФ этому препятствует, и среди штатных преподавателей часто не находится профессионалов с соответствующим опытом.
К нашему удивлению, к примеру, Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке перестал выпускать геологов по специальности «Геологическая съемка, поиски и разведка твердых полезных ископаемых». В настоящее время, судя по его сайту, там выпускают бакалавров по специальности «Цифровая геология и геологоразведка». По сути, готовят специалистов по компьютерной обработке данных, а не геологов. То есть действующие научные центры и геологические предприятия большого региона (Приморского и Хабаровского краев, Амурской области) остались без молодых специалистов.
В настоящее время на весь Дальний Восток геологов-поисковиков и разведчиков готовит только один вуз — Северо-Восточный государственный университет в Магадане.
Не стоит забывать, что для взращивания квалифицированных специалистов также необходимы время и наставники. Средний возраст коллективов научных организаций — от 55 до 75 лет.
Чтобы исправить ситуацию с подготовкой профессиональных геологических кадров, мы предлагаем создать в регионах на базе научно-исследовательских институтов РАН оснащенные современным аналитическим оборудованием аналитические центры минобрнауки. В них студенты и аспиранты смогут под руководством ученых выполнять аналитические исследования по программам дипломных, курсовых и проектных работ, в том числе и курируемых компаниями-недропользователями.
Конечно, нужно увеличить число бюджетных мест на геологические направления на всех уровнях образования, в том числе в аспирантуре. Увеличить надо и количество диссертационных советов, имеющих право присваивать ученые степени кандидатов и докторов наук по специальности 1.6.10 «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения», как минимум, до 15-20. Сейчас таковых действует только пять. И необходимо принять меры по устранению препятствий для свободного допуска к защите во всех диссертационных советах нашей страны всех диссертационных исследований, отвечающих установленным требованиям ВАК.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение