Маленькие дети не всегда могут понять чужие мысли, потому что участки мозга, которые для этого необходимы, ещё не работают у них в полную силу.
«Теорией разума» («Theory of Mind») называют умение понимать чужое психическое состояние, умение отдавать себе отчёт в том, что другой человек может не знать что-то, что знаем мы, и наоборот, что у его эмоций есть свои причины, а у поступков – свои мотивы, и т. д. Вообще умение понимать чужое психическое состояние кажется естественным, но появляется оно у нас не с рождения. Например, если маленькие дети смотрят какую-нибудь сценку, в которой некий персонаж, например, оставляет конфету на столе и уходит из комнаты, а вернувшись, не может ее найти, потому что приходила мама и убрала конфету в ящик – так вот, по поводу происходящего маленькие дети впадают в недоумение.
Умение понимать мысли кого-то другого приходит не сразу, даже если этот другой – всего лишь кот. (Фото: IuliiaVerstaBO / Depositphotos) Открыть в полном размере
Они не понимают, почему тот, кто вернулся, ищет конфету не там, куда её перепрятали, а ищет её на старом месте. Им кажется, что если они видели, как мама прячет конфету, то и все вокруг должны про это знать, и герой сценки в том числе; их не смущает, что персонаж отсутствовал и просто не видел, что происходило в комнате. И лишь с четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать, что их опыт и чужой опыт могут отличаться.
Очевидно, между тремя годами и четырьмя в мозге происходит что-то, что и даёт человеку способность понимать чужой разум. В 2017 году исследователи из Института человеческого мозга и сознания Общества Макса Планка опубликовали статью, в которой говорилось, что «теория разума» возникает благодаря дугообразным волокнам мозга, которые развиваются как раз между тремя и четырьмя годами.
Однако дальнейшие эксперименты показали, что тут всё сложнее, и в новой статье в PNAS те же авторы говорят, что умение понимать чужой ум опирается на две нейронные системы, которые проявляют себя по-разному. Новые опыты ставили с 3–4-летними детьми, которым показывали анимацию с котом, мышью и двумя коробками: котик видел, как мышь пряталась в одну из двух коробок, но потом котик уходил, и в это время мышь перебегала в другую коробку. Потом кот возвращался, и тут возникал вопрос: какую из двух коробок он должен проверить? Поскольку кот не видел, что мышь сменила убежище, и мы видели, что он не видел, то мы должны предположить, что кот сунется в первую коробку – ведь он считает, что мышь по-прежнему там.
Дети смотрели видео со специальным устройством, которое позволяло отслеживать направление взгляда. И трёх-, и четырёхлетние дети ожидали, что кот полезет в первую коробку – об этом говорил их взгляд, связывавший кота с коробкой номер один. То есть все дети как будто отдавали себе отчёт, что в голове у кота. Но если у детей напрямую спрашивали, где кот будет искать мышь, то только четырёхлетние отвечали правильно – что в первой коробке. Трёхлетние, хотя и смотрели на первую коробку, говорили, что кот пойдёт искать во вторую, куда мышь перебежала.
Из чего исследователи сделали вывод, что «теория разума» существует в двух частях, скрытой и явной. И эти две части созревают в мозге с разной скоростью. Скрытая, невербализуемая «теория разума» опирается на так называемую надкраевую извилину в теменной доле коры полушарий. Надкраевая извилина помогает в невербальной форме угадывать, что произойдёт, и помогает определить чужую точку зрения с учётом эмоций и зрительной информации.
Два других участка, предклинье и височно-теменной узел (который интегрирует массу сведений как извне, так и изнутри нас самих, и играет большую роль в самосознании), помогают понять, что думает другой индивидуум – именно думает, а не просто видит, чувствует или действует. То есть зоны явной «теории разума» дают возможность нам осознать, как разные данные в чужом мозге собираются вместе, и заодно помогают выразить это понимание словами.
И как раз предклинье с височно-теменным узлом развиваются медленнее, чем надкраевая извилина, начиная полностью выполнять свои функции только в 4 года. Поэтому у трёхлетних детей имеет место вот такое противоречие: они могут угадать чужое действие, но ещё не полностью понимают, о чём думают другие.
Обсуждение