Ученые из МГППУ доказали, что школьный театр может быть эффективным средством обучения и воспитания, а также развития метапредметных компетенций у учащихся подросткового возраста. Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование».
По словам специалистов Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), обычно в школе театр организуется таким образом, что учитель сам выбирает произведение, пишет сценарий, и дети привлекаются только в качестве актеров. В рамках проекта “Мультимедиа-театр” была разработана уникальная технология организации школьного театра.
Уникальность этого театра заключается в том, что подростки вовлекаются в разнообразные виды деятельности на всех этапах создания театральной постановки: от идеи до выхода спектакля. Школьники работают над сценарием, кастингом, созданием декораций, звуковым и световым оформлениями, спецэффектами.
“В нашем театре подростки — это не просто актеры, которым раздают роли, и говорят, что и как изображать. Они — создатели постановки, авторы сценария, актеры, режиссеры, специалисты по свету, а мы — лишь “со-участники” этого удивительного процесса”, — рассказала руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Ольга Рубцова.
В рамках исследования была разработана и апробирована уникальная программа занятий театральной деятельностью (30 уроков по 45 минут). Исследование проводилось на базе МБОУ “Старогородковская школа” Московской области. В проекте приняли участие дети в возрасте 13—14 лет.
По словам авторов исследования, им удалось показать, что школьный театр, который организован по принципу ролевого экспериментирования, является крайне перспективной формой образования подростков.
“Мы увидели, что подростки, участвовавшие в наших проектах в разных школах, действительно менялись. У них фиксировались улучшения различных объективных показателей, связанных, в частности, с вовлеченностью в учебный процесс, с уровнем учебной мотивации”, — прокомментировала Рубцова.
По ее словам, у школьников было отмечено улучшение личностных образовательных результатов, развитие метапредметных компетенций (умения применять знания и навыки в одной или в нескольких предметных областях, а также в реальных жизненных ситуациях). Были зафиксированы положительные изменения в групповой динамике — в коллективе сглаживались конфликты, преодолевался буллинг. Все эти изменения были заметны окружающим — педагогами, психологами, родителями.
Практическая значимость проекта МГППУ, по словам ученых, связана с двумя аспектами. Во-первых, разработанная технология позволяет решать актуальные задачи подросткового возраста, создавать условия для различных видов экспериментирования — в первую очередь, ролевого. Во-вторых, предложенный подход — это объединение дополнительного и основного образования
Предложенный подход также позволяет преодолеть предметный характер школьного обучения. По словам ученых, вопрос перехода от изучения конкретных дисциплин к обучению в кроссдисциплинарном пространстве сейчас является очень актуальным. Театральная деятельность позволяет это успешно сделать.
В российской практике на сегодняшний день опыт применения театра достаточно ограничен и понимается стереотипно, рассказали специалисты университета. По этой причине исследователи предлагают организовать театральную деятельность по типу проектной. Это позволит открыть новые возможности.
Таким способом можно преподавать разные предметы, можно закладывать различное учебное содержание, решать воспитательные задачи, — и все это в привлекательной для школьников форме. Театр воспринимается подростками как ненавязчивая учебная стратегия, что очень важно для этого возраста, считают исследователи из МГППУ.
Обсуждение