Сотрудники Гуманитарного института СФУ проанализировали российскую периодику дореволюционной эпохи, чтобы выяснить, какие аспекты кино на заре его существования волновали издателей и авторов. Объектом внимания ученых стали, в частности, первый самостоятельный российский журнал о кинематографе «Сине-фоно», появившийся в 1907 году, «Вестник кинематографии», «Пегас». Существовало много специализированных изданий, однако едва ли не все они исчезли в 1917-1918 годах.
«В дореволюционных журналах значительное внимание отводилось прокату фильмов иностранных и отечественных кинопроизводителей. Размещали афиши и новости о новинках, аннотации выходящих в прокат фильмов», — рассказала соавтор исследования, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Александра Ситникова.
По словам культуролога, киножурналистика родилась именно в начале прошлого века. Она выросла из критических статей о кинолентах, из дискуссий о необходимости цензуры, из новостей о мире кино, именуемых сейчас светской хроникой. Но самыми обсуждаемыми и животрепещущими были технические вопросы вокруг синематографа.
Издатели и авторы учили, например, навыкам работы с киноаппаратами. «Вопрос был принципиальным: первые кинопроекционные аппараты при неправильном использовании приводили к возгораниям и пожарам, в кинотеатрах погибали люди», — цитирует исследователей пресс-служба СФУ.
Тем временем топографы начали применять новую технику для съемки с воздуха неизведанных территорий, а психиатры запечатлели разные виды невротических расстройств, отмечают исследователи. Глобальная тема в связи с кино касалась образования: публиковались статьи об использовании кинематографа для научно-технического прогресса страны, о возможностях оснащения всех школ киноаппаратами. Заметным изданием, продвигающим идею использования кино в школах, был журнал «Разумный кинематограф и наглядные пособия».
Иллюстрация к статье:
Обсуждение