Новое цифровое сканирование выявило интимные подробности о мальчике-подростке, который был мумифицирован около 2300 лет назад, пишет The Guardian.
Группа ученых во главе с Сахар Салим, профессором радиологии медицинского факультета Каирского университета, пришла к выводу, что живший тысячи лет мальчик и его семья были богаты и имели высокий социальный статус, поскольку тело мумии было украшено 49 драгоценными амулетами.Профессор Салим рассказывает: “Многие амулеты были сделаны из золота, в то время как некоторые были сделаны из полудрагоценных камней, обожженной глины или фаянса. Их целью было защитить тело и придать ему жизненную силу в загробной жизни”.
Команда окрестила мумию “Золотым мальчиком”. Впервые он был обнаружен в 1916 году на кладбище, использовавшемся с 332 по 30 год до н.э. в Наг-эль-Хассее на юге Египта. До сих пор мумия хранилась без исследования в подвале Египетского музея в Каире.
Амулеты на теле включали золотое сердце скарабея, застрявшее у него в горле, и золотой язык во рту.
Сахар Салим говорит, что амулеты были “красиво стилизованы в уникальном расположении трех столбиков между складками обертки и внутри полости тела мумии. К ним относятся глаз Гора, скарабей, амулет горизонта ахет, плацента, узел Исиды и другие”.
Салим и ее команда использовали компьютерную томографию, чтобы исследовать внутренности мумий, не разворачивая их.
Исследование показало, что мальчику было около 14 или 15 лет, исходя из степени срастания костей в его скелете и отсутствия зубов мудрости во рту. Используя последние достижения в области компьютерной томографии, исследование также установило, что подросток не был обрезан.
По мнению экспертов, это относительно редко встречается у мумий и наводит на мысль, что подросток, возможно, не был египтянином, что может добавить доказательств того, что неегиптяне также могли быть мумифицированы.
Комментируя исследование, заведующая кафедрой египтологии Американского университета в Каире профессор Салима Икрам говорит: “Отсутствие обрезания интересно, поскольку это может рассказать нам кое–что о его этнической принадлежности — египтяне, как правило, делали обрезание в возрасте до 13 лет”.
Политолог Макаркин оценил последствия понижения Россией уровня дипломатических отношений с Эстонией
Салима Икрам, которая не принимала участия в исследовании, добавила: “Это может свидетельствовать о том, что иностранцы переняли египетскую практику погребения – и мы знаем, что персы переняли. Он мог происходить из любого количества мест. Он мог быть нубийцем, греком, персом, кем угодно из Малой Азии, где они не делалось обрезание. Что мы можем сказать, так это то, что он, вероятно, не был евреем”.
Она отметила, что только новейшие компьютерные томографии могут выявить такой уровень детализации мумифицированного тела. Но она предупредила: “Я бы не стала вешать все это на одну хрупкую крайнюю плоть”.
Один из амулетов, обнаруженных в ходе исследования, был в форме двух пальцев и помещен рядом с пенисом мальчика.
По данным Британского музея, такие амулеты представляют руку бальзамировщика. Команда профессора Сахар Салим считает, что его поместили рядом с бальзамирующим разрезом в надежде, что это поможет телу исцелиться в загробной жизни.
Но Икрам менее уверена в этой интерпретации. Она сказала: “Амулеты с двумя пальцами появляются и в других частях тела. Мы на самом деле не знаем, что он собой представляет. Вы могли бы интерпретировать это как руки акушерки, когда она использует два пальца, чтобы удалить слизь изо рта ребенка. Согласно египтянам, когда вы умираете, вы возрождаетесь”.
Она добавила: “Для египтян процесс мумификации был метаморфозой, когда вы превращались из человека в божественное существо, а плоть богов была из золота”.
Сканирование показало, что мальчик был одет в сандалии. Салим рассказывает: “Сандалии, вероятно, предназначались для того, чтобы мальчик мог выйти из гроба. Согласно ритуальной Книге мертвых древних египтян, умерший должен был надеть белые сандалии, чтобы быть благочестивым и чистым, прежде чем читать ее стихи”.
Профессор Икрам высоко оценила детализацию исследования. “Очень приятно иметь исследование с таким уровнем детализации. Это часть создания более обширного набора данных для египтологов, чтобы лучше понять жизнь древних людей и их религиозные и культурные верования”.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение