Польские археологи, исследуя гробницу египетского фараона Рамзеса VI, обнаружили в ней многочисленные надписи античных туристов, посещавших гробницу. Древние полагали, что в гробнице был похоронен герой Троянской войны Мемнон, поэтому она была местом поклонения. Античные надписи мало отличались от тех, которые выцарапывают современные туристы: самым распространенным оказался древний эквивалент нашего «Здесь был такой-то». Сообщение о находке опубликовано в Science and Scholarship in Poland.
Рамсес VI был фараоном XX династии Нового царства, который правил в 1145–1137 годах до нашей эры. Как и многие правители XVIII-XX династий, он был похоронен в Долине царей. Неподалеку от усыпальницы Рамзеса VI находились 18-метровые статуи другого фараона, Аменхотепа III, которые вырубили из песчаника и поставили перед входом в мемориальный храм Аменхотепа (позднее его использовали в качестве каменоломни для других построек и от него сохранились лишь обломки). В I веке до нашей эры одна из статуй была расколота землетрясением и стала издавать звуки, похожие, по словам очевидцев, на свист ветра или звуки лиры. Обычно статуя «пела» по утрам, на рассвете.
За это необычное «пение» обе статуи прозвали «колоссами Мемнона». В греческой мифологии Мемнон был царем Эфиопии (легендарной страны, расположенной в верховьях Нила) и сыном богини зари Эос. Древние полагали, что с помощью «поющей» статуи Мемнон разговаривает со своей матерью, когда она на рассвете поднимается на небо.
В древнем мире колоссы Мемнона стали считать оракулами, предсказывающими будущее. Также считалось, что того, кто услышит «пение» статуи, ждет удача. Поэтому к развалинам храма Аменхотепа стекались не только местные жители, но и путешественники из других регионов Средиземноморья. При этом возникла путаница: поскольку многие официальные титулы Аменхотепа, вырезанные на статуе, и титулы Рамзеса VI из соседней гробницы совпадали, гробницу стали считать местом захоронения Мемнона и туда тоже потянулись паломники.
Целью польских археологов было исследование надписей, оставленных посетителями гробницы Рамзеса VI. На стенах усыпальницы, достигавших ста метров в длину, они обнаружили более тысячи надписей, большинство из которых было вырезано острыми предметами, а меньшая часть — нанесено красной краской. В основном они приходятся на греко-римский период и написаны на греческом, реже на латинском языке.
Чаще всего среди надписей встречаются античные эквиваленты «Здесь был такой-то», имена, места рождения или род занятий визитеров. Реже исследователям попадались более длинные тексты, включая стихотворные. Иногда посетители оставляли на стенах критические «отзывы» вроде: «Я здесь был и мне ничего не понравилось кроме саркофага», «Не смог прочитать иероглифы», «Понравилось!» Одна из надписей представляет собой диалог с позднейшими добавлениями. Какой-то посетитель написал, что ему понравилась гробница и что он прочитал иероглифы на стенах. Второй добавил ниже: «Не могу прочитать эту надпись!», а третий турист дописал: «Не понимаю, почему тебя это волнует».
Античные «туристы» делали надписи на разной высоте, иногда в нескольких метрах над землей. В течение долгого времени коридоры гробницы были частично засыпаны песком, по которому карабкались визитеры, так что иногда археологи находили надписи под потолком.
Из имен, топонимов и рода занятий, упомянутых в надписях, археологи сделали вывод, что усыпальницу фараона посещали как жители Египта, так и близлежащих стран. Среди них были врачи и философы — киники и платоники. «[Гробницу посещали] люди и с очень высоким социальным статусом, включая префектов Египта, назначенных римскими императорами, и правителей отдельных частей страны», — объясняет руководитель работ профессор Адам Лукашевич (Adam Łukaszewicz) из Варшавского университета. В VII веке усыпальницу посетил арабский полководец Амр ибн аль-Ас, один из сподвижников пророка Мухаммеда и завоеватель Египта. По словам Лукашевича, сделанная им надпись была одной из самых больших — высота букв достигала 25 сантиметров.
На стенах усыпальницы до сих пор сохранились фрески с заупокойными текстами, которые предназначались для помощи душе умершего и описывали, что произойдет с ней в загробном мире. Археологи заметили, что посетители гробницы старались писать на стенах так, чтобы не повредить древние фрески. «Иногда они делали надписи по-умному: например, вписывали имя в солнечный диск, символизирующий одного из богов», — замечает Лукашевич.
Помимо «туристических» надписей, другим курьезным открытием, сделанным недавно в Египте, были приворотные папирусы, найденные в древнеегипетском Оксиринхе и датированные началом нашей эры. В них содержались тексты заклинаний и рецепты лекарств на разные случаи жизни.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение