Ученые МГПУ провели первый этап исследования использования иммерсивных XR-технологий (сочетание дополненной и смешанной реальностей) в университетах по всему миру. Результатом стала картотека кейсов, структурированная по различным направлениям применения. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
В последние несколько лет иммерсивные технологии, создающие эффект погружения в искусственно созданную среду, стали входить в ежедневную практику работы университетов. Такое системное проникновение дополненной, виртуальной, смешанной реальности начинает менять ландшафт и дидактику образования, рассказали ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Исследование МГПУ «Иммерсивные технологии в образовании» реализуется в несколько этапов. В ходе первого этапа специалисты сформировали и упорядочили подборку существующих примеров.
«Картотека кейсов структурирована по различным направлениям применения XR-технологий в высшем образовании, среди которых – визуализация и моделирование объектов, совместные практики взаимодействия с объектом в виртуальной реальности, создание среды для совместного исследования объектов и многое другое», – рассказал проректор МГПУ Кирилл Баранников.
По словам исследователей, анализ позволил отобрать примеры использования иммерсивных технологий в различных сферах деятельности человека на примере 57 вузов, 8 компаний и 5 платформ. В исследование попали как отечественные, так и зарубежные практики, в том числе Великобритании, Польши, Канады, США, Сингапура, Норвегии, Австралии, Испании.
Визуализация объектов с помощью виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей – одна из наиболее распространенных практик применения иммерсивных технологий в образовании, рассказали ученые. Примером является цифровая учебная программа “Живая анатомия” в Западном университете Кейза (США), где студенты изучают 3D модель строения человека “изнутри”, погружаясь во все жизненные процессы работы внутренних органов и систем организма. Студенты демонстрируют на 40% лучшие результаты освоения в сравнении со студентами, изучающими анатомию традиционным способом.
Еще один пример формата – перемещение в пространстве. Студенты могут «посетить» Солнечную систему, спуститься глубоко под воду, чтобы изучить влияние загрязнения на океаны, или совершить 360-градусный тур по древнеримскому городу или египетской пирамиде.
В 2020 году был запущен проект по моделированию социальных и научных процессов с помощью VR и нейросетей в четырех московских университетах. В рамках проекта ученые проектируют оборудование для изучения космоса, создают виртуальные прототипы в области робототехники, информатики и биотехнологий.
Тихоокеанский государственный медицинский университет (Владивосток), одним из первых начал применять иммерсивные технологии для подготовки студентов-медиков.
Дальневосточный федеральный университет является важным центром VR-экспертизы в академической среде: инициировал магистерскую программу по виртуальной и дополненной реальности, открыл специализированную лабораторию, которая позволяет обучать специалистов в сфере цифровых технологий, а также исследовать возможности применения современных технологий виртуальной и дополненной реальности в области моделирования объектов и окружающей их среды. Университет стал создателем особой образовательной платформы интернет-витрины с доступом к программному обеспечению для зарегистрированных пользователей по всем школьным предметам.
Казанский (Приволжский) федеральный университет включает 20 лабораторий виртуальной и дополненной реальности, где проходят обучение студенты бакалавриата и магистратуры по программам разработок и инженерного дела в цифровой среде. Здесь также проходит обучение по созданию автоматизированных систем учета как результатов археологических исследований, так и мониторинга состояния архитектурных памятников, интерактивных экспозиций, симуляций производственных процессов, архитектурных конструкций и т.д.
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) открыла при поддержке Банка ВТБ научно-образовательный центр «Цифровые технологии в образовании».
Специалисты Центра считают, что новые технологические решения при условии грамотного внедрения в учебный процесс могут расширить образовательный опыт студентов и повысить качество обучения без увеличения нагрузки на преподавателя. До конца текущего года планируется внедрить VR-тренажер в три учебных курса. Первый будет посвящен предпринимательству, второй — инновационным технологиям в менеджменте (Technology Innovation Management), третий — управлению знаниями (Knowledge Management).
В учебных корпусах ВШМ СПбГУ разворачиваются VR-станции для самостоятельной отработки студентами навыков работы с аудиторией, в октябре стартует цикл регулярных тренингов публичных выступлений с использованием VR-технологий. В кооперации со Школой перспективных исследований Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Высшая школа менеджмента СПбГУ проводит эксперимент, позволяющий объективно оценить пользу от применения иммерсивных технологий при обучении навыкам презентации и работы с большой аудиторией.
На следующих этапах исследования МГПУ предполагает использовать глубинные интервью преподавателей и специалистов университетов, которые позволят оценить как степень готовности к широкому применению иммерсивных технологий, так и барьеры распространения новых практик в университетском образовании.
Работа реализуется в рамках программы стратегического развития университета «Приоритет-2030». Исследование стартовало на базе созданного в 2021 году консорциума «Цифровая дидактика» и реализуется при поддержке Банка ВТБ и участии ВШМ СПбГУ как стратегического академического партнера Банка.
Обсуждение