Ученые Института русского языка им. А.С. Пушкина предложили использовать скетчноутинг – метод визуальных заметок – для обучения студентов медийных специальностей. Они установили, что скетчноутинг способствует росту мотивации студентов, активизирует их творческий потенциал, облегчает усвоение и запоминание информации. Исследование опубликовано в сборнике Международной научно-практической конференции «XХIV Кирилло-Мефодиевские чтения».
«
«Визуализация информации – одно из актуальных направлений исследований в области журналистики и средств массовой коммуникации. Ученые и преподаватели изучают способы применения инфографики в учебном процессе, чтобы повысить его эффективность и вовлеченность студентов», – рассказала автор исследования, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка им. А.С. Пушкина Виолетта Гапутина.
Один из способов визуализации информации – это скетчноутинг, особая форма ведения конспектов или заметок с одновременным использованием текста и различного рода рисунков (пиктограмм, символов, стрелок, логотипов, схем, иллюстраций). Внедрение новых технологий, отвечающих современным тенденциям и удовлетворяющих интересы студенческой молодежи, это важная часть учебного процесса.
Ученые Института Пушкина провели исследование использования скетчноутинга на занятиях со студентами магистратуры в рамках дисциплин «Создание мультимедийного продукта: формат, структура, жанры» и «Технологии создания медиапродукта в интернет-коммуникациях».
«Студенты охотно воспринимают учебно-научный материал, упакованный в «модную обертку», с большим энтузиазмом и вовлеченностью выполняют задания творческого типа», – сообщила Гапутина.
По ее словам, скетчноутинг повышает творческие способности студентов, поскольку создание скетча требует креативного подхода и превращает скучное и формальное обучение в увлекательное и полезное, отвечая актуальному формату «эдьютейнмент».
Ранее ученые уже рассматривали возможности применения скетчноутинга в качестве новой технологии в образовательном процессе, однако сотрудники Института Пушкина впервые предложили креативные варианты использования скетчноутинга в качестве учебного задания по медиадисциплинам.
Основное предназначение скетча – визуальное представление линейного текста. Поэтому при изучении основ интернет-журналистики преподаватели предложили студентам сделать визуальный конспект статьи А. Акопова «Web 2.0 как предчувствие» с использованием специальных интернет-платформ, компьютерных и мобильных приложений. По мнению исследователей, такой тип задания существенно облегчил процесс усвоения и запоминания объемного и довольно сложного по содержанию текста.
Более оригинальным, также использующим кейс-технологии стало задание: «Представьте, что вы – ивент-менеджер медиахолдинга, и вам поручили оформление афиши связанного с ним события (PR-кампания, значимая дата, открытие новых офисов и т.п.). Пользуясь специальными приложениями, создайте его в жанре скетчноутинга». По словам Виолетты Гапутиной, такое задание погрузило студентов в реальный рабочий процесс.
Она отметила, что использование скетчноутинга повышает мотивацию студентов, улучшает их способность к восприятию и запоминанию информации, а также стимулирует творческий подход к выполнению заданий. Предложенные идеи могут лечь в основу упражнений по созданию других видов инфографики. Они помогут формированию профессиональных навыков визуального проектирования в цифровой среде, развитию нестандартного мышления и творческих способностей, повышению интереса к обучению за счет внедрения в образовательный процесс развлекательных элементов.
Сегодня ученые приступают к разработке других упражнений и заданий с проектированием разных цифровых форматов визуализации информации и креативных пространств (таймлайн, майндмэп, скрайбинг, облако слов) для обучения студентов медийных специальностей.
Обсуждение