Ученые ЦАГИ (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») по заказу автономной некоммерческой организации «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» в рамках программы Инфраструктурного центра 2.0 по направлению «Аэронет» Национальной технологической инициативы впервые разработали проект государственного стандарта «Беспилотные авиационные системы. Технические средства обучения внешнего экипажа. Общие требования».
Как рассказали в ЦАГИ, ГОСТ предназначен для разработчиков беспилотных авиационных систем, технических средств обучения и авиационных тренажеров. В его основу легли стандарт Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization — ISO) 23665:2023 «Беспилотные авиационные системы (UAS). Подготовка персонала, занятого эксплуатацией БАС», Федеральные авиационные правила по подготовке внешних пилотов-испытателей и рекомендации по лицензированию внешнего экипажа беспилотного воздушного судна (БВС) Международного комитета авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS).
По словам начальника сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ЦАГИ Марка Овсянникова, подготовкой пилотов БВС сегодня занимаются самые разные организации — от коммерческих предприятий, производителей беспилотников, до вузов, разрабатывающих учебные программы по новым направлениям развития авиатехники. «Поэтому мы инициировали создание государственного стандарта на основе существующих правил и нормативов в части обучения внешних экипажей беспилотных летательных аппаратов, с учетом особенностей применения беспилотных авиационных систем в РФ», — говорит Марк Овсянников.
Документ определяет уровень знаний и навыков пилота, приобретенных при подготовке по специальным учебным программам, а также общие требования к уровню имитируемых характеристик БАС. Так, внешний пилот должен иметь возможность в любой момент оперативно взять на себя управление беспилотным воздушным судном. Особенно если возникает нештатная ситуация, связанная с отказами систем и элементов конструкции. Кроме того, в процессе подготовки должно быть отработано ведение радиосвязи внешнего экипажа с органами управления воздушным движением.
Технические средства обучения должны моделировать реальные условия: осадки, туман, порывы ветра, грозы, турбулентность, разные состоянии ВПП (сухая, влажная, покрытая льдом и т.д.
ГОСТ носит рекомендательный характер. В этом году он вошел в программу национальной стандартизации и планируется к утверждению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в 2024 году.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение