Её уже успели окрестить «амазонкой», хотя оснований для этого немного.
Подросток, которого похоронили с оружием в кургане скифского времени в Туве, оказался девочкой. Таковы результаты полногеномного секвенирования, опубликованного в журнале Stratum plus. Статью пересказывает пресс-служба Московского физико-технического института и издание The Siberian Times.
Речь идёт о погребении подростка на могильнике Сарыг-Булун, раскопанном в 1988 году. Усопшего положили в колоду из ствола лиственницы, плотно закрытую крышкой. Из-за свойств древесины и отсутствия воздуха в колоде произошла естественная мумификация. Так, у погребённого сохранилась кожа на лице, законсервирована оказалась и одежда подростка: кожаный головной убор, расписанный красной краской, фрагменты длинной, до колен, шубы, которая была сшита из меха тушканчиков. В могилу положили оружие: кожаный колчан со стрелами (костяными, деревянными, бронзовыми), берёзовый лук, топор-чекан. У последнего сохранилось деревянная рукоять, а у стрел – древки, украшенные орнаментом.
Погребение датировали VII в. до н.э. и отнесли к алды-бельской культуре раннескифского времени (к ней, в частности, относят курган Аржан). Возраст погребённого – 12–13 лет. Оружие позволило предположить, что это был мальчик.
Через 30 лет после открытия останки «воина-подростка» отправили на анализ ДНК в лабораторию исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики при МФТИ. На анализ попали три зуба и часть кожи. Генетиков попросили установить «родословную» «воина» по отцовской линии. «Надо сказать, что мы старались. Видели бы вы, сколько переживаний было, когда у нас не получалось. Когда посмотрели по фрагментам ДНК, возникла гипотеза: мы увидели и короткие, и длинные локусы, а локусов, связанных с Y-хромосомой, – нет», – говорит Харис Мустафин, заведующий лабораторией исторической генетики МФТИ.
Дополнительные исследования показали, что «воин» действительно был девочкой. Авторы пресс-релиза и публикаций в СМИ сразу же вспомнили сообщения древних авторов об амазонках (в частности, Геродота).
Между тем письменные источники рассказывают о женщинах-воительницах совсем другого региона – Северного Причерноморья, и другого времени – начиная с V в. до н.э. Кроме того, сложно сказать, были ли эти рассказы основаны на каких-то наблюдениях древних греков, или они имеют только мифологические основы.
С другой стороны, сам по себе факт захоронения женщины с оружием не даёт ей автоматически статус воительницы. Погребальный обряд – особая и очень консервативная сфера жизни древних людей. Оружие совсем не обязательно было знаком «профессии», оно могло быть символом статуса или частью неизвестных нам погребальных ритуалов.
Именно поэтому археологи обычно относятся к параллелям с амазонками с большой осторожностью.
Впрочем, в последнее время многие исследователи расстаются с этим здравым скепсисом, когда общаются со СМИ. Так, недавно сообщалось об погребении «амазонок» на Среднем Дону, в Армении и в Ростовской области. Все они, как и погребение из Сарыг Булуна, датируются разным временем. Насколько к ним применим рассказ Геродота – большой и открытый вопрос.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение