Голландские биологи изучили, как зебровые амадины и волнистые попугайчики различают грамматические структуры. Птицы выбирали, к какой из двух групп отнести последовательность звуков. Волнистые попугайчики оказались способны правильно классифицировать даже последовательность незнакомых сигналов.
В детстве обучение языку зависит от способности различать грамматические структуры. Для проверки этой способности у грудных детей используют такой эксперимент: сначала ребенку дают прослушать несколько последовательностей слогов с одинаковой грамматической структурой, например XYX, где X — один слог, а Y — другой. Такой грамматической структурой обладают последовательности та-ди-та, му-та-му и подобные. После обучения детям дают прослушать последовательности с той же структурой, но состоящие из других слогов, и новые, незнакомые группы звуков. Дети начиная с семи месяцев легко узнают первоначально запомненную структуру. Ученые из Лейденского университета в Нидерландах решили впервые применить аналогичную методику для птиц и проверить, понимают ли они различия в грамматике.
Птиц учили различать две последовательности звуков: XYX и XXY, где X и Y — разные звуки. Использовались как искусственные звуки — хлопки, звуки трубы, так и отрывки песен зебровых амадин. На этапе обучения птицы прослушивали по пять разных последовательностей вида XYX и XXY. При этом они должны были клюнуть в одну из двух кнопок: если ответ был верным, то открывался доступ к кормушке с едой, если неверным — в клетке на 10 секунд гасили свет. Обучение заканчивалось, когда птица два дня подряд правильно классифицировала более 75% звуков. В непосредственном эксперименте к уже выученным 10 последовательностям добавляли еще шесть, состоящих как из старых звуков в новых сочетаниях, так и из абсолютно новых.
Зебровые амадины смогли правильно классифицировать только группы известных звуков. Волнистые попугайчики оказались сообразительнее: они «видели» грамматическую структуру и определяли, к какому виду отнести последовательности даже абсолютно новых сигналов. Полученные результаты, по мнению авторов исследования, говорят, что понимание грамматики не является прерогативой людей, а встречается и у других животных. Подобные исследования помогают лучше понять происхождение и эволюцию языка у предков современного человека.
Исследование опубликовано в журнале PNAS.
Человеческий язык и пение птиц имеют много общего: они обусловлены влиянием одних и тех же генов, а когда взрослые птицы учат птенцов петь, они сюсюкают совсем как люди.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение